В этой статье мы поговорим о довольно необычном, но всем хорошо известном музыкальном инструменте диатонической губной гармошке. Что связывает тайцзицюань и этот западный инструмент? Давайте обратимся к истории происхождения губной гармошки. Диатоническая гармошка относится к язычковым  и входит в большой состав духовых инструментов под общим названием "аэрофоны".

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. К этой группе относятся флейты, саксофоны, гобои, аккордеоны, а также ручные язычковые восточные и западные духовые органы, концертины, и гармони. Предком губной гармошки принято считать восточный орган. Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине 18-го века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. Идея и с медными язычками была воплощена в конструкциях западного органа, а в дальнейшем и губной гармошке. Первая губная гармошка была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура». Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган. Если представить фортепиано и гамму до мажор, от ноты до, то все белые клавиши подряд без черных будут составлять диатонический звукоряд . Если же нажимать все клавиши последовательно включая черные, мы получаем хроматический звукоряд. Особенность диатонической гармошки делает игру не простой, но в этом и заключается ее прелесть. Кто хорошо умеет играть на диатонической губной гармошке, применяют приемы под названием бенды или овербенды. что позволяет на одном отверстии понижать или повышать звук на пол тона или даже на полтора тона. Это придает гармошке уникальный тембральный окрас. Применяя такие приемы из диатонической гармошки мы можем получить хроматический звукоряд, что позволяет сыграть огромное количество разнообразных мелодий в разных жанрах. Но нас интересует, что объединяет тайцзицюань и губную гармошку? Дыхание. Упражняясь правильно извлекать звуки вы тренируете дыхание. Дыхание в диатонической губной гармошке уникально. Во первых оно диафрагмальное, как в тайцзицюане, во вторых оно намного разнообразней и глубже. Это теплое глубокое расслабленное дыхание, с одной стороны, с другой это дыхание при помощи которого, создается контролируемое давление. Это очень важная особенность этого инструмента позволяющая регулировать и управлять дыханием. Несомненно это лучший музыкальный инструмент для здоровья. Ведь извлечение звука происходит не только на выдохе, но и на вдохе. Контроль вдоха и выдоха очень важен. Конечно при исполнении тайцзицюань не следует думать о дыхании, также при исполнении музыки тоже не следует думать о дыхании. Дыхание становится естественным, но на более высоком уровне. Оздоровительный эффект губной гармошки был замечен западными врачами. Используя гармошку в лечебных целях можно излечивать болезни дыхательных путей, бронхиальную астму, а также улучшить кровяное давление. Развитое диафрагмальное дыхание воздействует на внутренние органы, улучшает их функционирование. Замечу, есть некоторые отличия в дыхании тацзицюань. Дыхание в тайцзицюань используется чаще нос рот, т.е. вдох через нос выдох через рот. В губной гармошке чаще используется рот-рот, однако эта особенность не уменьшает роль  музыкального инструмента, и может только помочь в освоении тайцзицюань. Учитывая сложные ритмические рисунки и звуковую вибрацию, а также  компактность инструмента. Можно развивать в себе музыкальные способности и улучшать дыхание практически в любое время.  В заключении я бы хотел сказать, что далеко не все диатонические гармошки, которые продаются в магазинах пригодны для серьезной работы с дыханием. Кто интересуется этим вопросом более подробно посетите сайт и форум  harmonica.ru

Комментарии  

0 # Евгений 08.12.2015 12:21
После непродолжительн ой игры на гармошке реально потоки от дань тяня струятся -это и есть здоровье.Но вопросы остаются, некоторые сильные исполнители рано умирали из-за сердца, если часто и долго неритмично дышать-может это нехорошо?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Денис Иванович 08.07.2016 19:50
Любые крайности пагубно сказываются на здоровье. Чрезмерное увлечение искусством не удлиняет жизнь но делает ее наполненной.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить