Феликс Васильевич был очень разносторонним и интеллектуальным человеком он впитывал буквально все, что касалось единоборств, начиная от бокса и различных систем самообороны до внутренних направлений. Так  тайцзицюань, в те года мы называли тай чи, не прошел мимо его глаз ему нравился стиль Ян. Феликс один из первых, кто рассказывал  ученикам о принципах естественного расслабления, легкости и мягкости движений, он первый познакомил меня с тайцзицюань. К сожалению, в 80х годах наши дороги разошлись, но много позже в середине 90х он был у меня дома, и уже я рассказывал ему о тайцзи, после того, как обучался в Китае.  В 1993г. мне удалось уехать в Китай вместе  со своей супругой, которая выучила к тому времени разговорный китайский. В городе Чжэньчжоу местные любители ушу познакомили меня с традиционным мастером Чжан Маочженем,  у которого я стал обучаться стилю Чэнь тайцзицюань. Мои знания стиля Чэнь до поездки  были очень поверхностны, в основном от китайцев, приезжавших в Москву и от просмотра видеокассет на которых можно было видеть исполнения мастеров Чэнь Сяована и Чэнь Чжэнлэя.  Китайцы приезжавшие в Москву в 90годах  не были мастерами стиля Чэнь, но и преподавали они не столько за деньги сколько из-за любви к тайцзицюань. Сегодня приезжие китайцы, которые преподают тайцзицюань это, либо, бывшие спортсмены, либо, просто коммерсанты от ушу. За 26лет преподавания в Москве я не встречал  китайцев с мастерским уровнем, которые бы на регулярной основе и постоянно  преподавали традиционный тайцзицюань. Находясь в Китае я понял, что там, есть мастера, которые не сильно известны широким массам людей, но их уровень и понимание ушу отнюдь не ниже, а порой даже и выше уровня именитых мастеров.  

                                         
 

                                                                                      Диплом от Чжан Маочженя федерации тайцзицюань.

Ранее Чжан Маочжень учился у Чэнь Чжаокуя, который, также  учил своего сына Чэнь Юя, а к концу своей жизни Ма Хуна. Сегодня его сын Чэнь Юй является большим мастером и продолжателем ветви Син цзя. Ма Хун же издал книги о Чэнь Чжаокуе и его направлении. В Китае есть понятие "изучать правильное ушу". Речь идет о ушу, которое передается по наследству и имеет хронологическую ветвь. Мне повезло я учился индивидуально именно у такого мастера. К сожалению многим людям не удается учить ушу из "правильных рук" тогда становится сразу видно не высокий уровень исполнения. У нас есть выражение "испорченный телефон". Вот такой "испорченный телефон" сейчас можно увидеть повсеместно не только в России, но и в Китае.

 

                                                                                    Слева моя супруга, Фэн Чжицян, я, Ван Фэнмин дома у мастера.

 

 

 

                                                                                                            Мы поднимаем бокалы за Мировое тайцзи

 

По рекомендации Чжан Маочженя в Пекине мне удалось пообщаться с легендарным гранд мастером Фэн Чжицяном. Фэн Чжицян встретил нас очень радушно. По китайской традиции сразу повел нас в ресторан. Это был большой и очень сильный человек. Тогда он уже имел мировую известность, но еще не такую, как к концу своей жизни. Сила его была не столько в его стиле, который он называл Син и Чэнь ши тайцзицюань хуньюань. Сколько в его характере. Это был открытый веселый жизнерадостный, простой и гостеприимный человек. Все это сочеталось с глубиной понимания внутреннего стиля, и масштабностью мышления, он просто заражал всех, кто оказывался рядом с ним. Было просто глупо не продолжать учить его направление, тем более Чжан Маочжень уже научил меня 48 форме. Я  стал изучать усовершенствованный стиль Чэнь, который практикую  по сей день. 

Я рад, что в моей жизни встретились эти люди! Позже я направил учится своих учеников к Фэн Чжицяну,  после их приезда в Москву прошло уже более 20 лет, но они до сих пор делают тайцзицюань.  После 1993 года я стал преподавать только один стиль Чэнь тайцзицюань и стал заниматься с учениками индивидуально. Я не стал вести группы. Так как не хотел тратить свое время не бесполезные занятия. Я уже тогда решил, лучше за всю свою жизнь научу человек пять, чем сотни будут посредственностями. Преподавания в группах мне напоминают уроки музыки в обычной средней школе, где  класс поет хором, только нот никто не знает и голоса не поставлены.  Как говорил Чэнь Юй  в группах сонное тайцзи, я бы добавил  без духа, без мысли и без энергии. Стилю Чэнь тайцзциюань я отдал более 25 лет своей жизни о чем ни сколько не жалею. Знаю ли я этот стиль до конца? Нет. Кулак Великого Предела остается для меня не познанным, как любое высокое искусство не имеет предела. По возможности я езжу в Китай иногда консультируюсь с мастерами, которых осталось очень мало, я всегда помню слова учителя,обучаю не только боевому искусству, но и нашей культуре!

 

 

 

                                                                                                                   Подарок мастера Фэн Чжицяна